Федор Рокотов. Ускользающая история

http://riamo.ru/happen_life/20160420/622152095.html

 

 

Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения

 
Портрет Н. Е. Струйского (1772 год), портрет А. П. Струйской (1772 год)

 

Обозреватель РИАМО Ольга Шарапова
 
Обозреватель РИАМО Ольга Шарапова
Новая авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет об одном из самых таинственных русских художников – Федоре Рокотове, который жил и творил в конце XVIII века.

 

Александр Колотилов: «Пейзаж для меня – не загадка»>>

До закрытия выставки «Федор Рокотов» в столичной Третьяковке осталось меньше месяца. Выставка завершится 9 мая. И если любители тайн и загадок истории еще не успели посетить ее –надо поспешить, осталось совсем немного времени.

Десятки портретов знати Екатерининской эпохи, написанные Федором Рокотовым, дошли до наших дней. Это лица холодных княгинь, задумчивых или надменных стихотворцев, самодовольных графов. Истории их дворянских родов дошли до нас в деталях. Мемуары, дневники, фамильные книги. Тысячи архивных документов щедро расскажут исследователю об истории семей Юсуповых, Воронцовых, Шуваловых. И ничего нет в этих книгах о художнике, запечатлевшем знаменитые лица.

Федор Рокотов – самый неизвестный знаменитый живописец эпохи Просвещения.

Мы не знаем, когда он родился. Он не оставил автопортретов, у него не было потомства. После смерти он не менее четырех лет значился в официальных документах как «ныне живущий».

Последние исследования доказывают, что огромное количество картин, ранее приписываемых ему, созданы учениками, а его рука никогда к ним не прикасалась. И теперь в начале любой фразы о нем надо мысленно добавлять слово «наверное».

Каким он был, автор портретов, смотрящих сквозь дымку времени? Попробуем представить.

По различным церковным метрическим книгам годом рождения Федора Степановича Рокотова мог быть 1732, 1735 или 1736 год. Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных. Сразу после рождения получил вольную. У историков есть основания полагать, что он был незаконнорожденным сыном члена масонской ложи, князя, генерал-аншефа Петра Ивановича Репнина, по воспоминаниям Екатерины II – интригана и волокиты. Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин. Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет.

Детство и становление Федора Рокотова как художника нигде не описано. Доподлинно известно только, что в юности художник, живший в княжеском доме, попался на глаза любителю искусств, основателю Московского университета и Академии художеств Ивану Ивановичу Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны.

Художник Владимир Пименов из Зарайска: про ангелов и автопортрет души>>

Портрет И. И. Шувалова (1760 год)

Он оценил талант Рокотова и отправил молодого человека в Петербург.

Судя по тому, что первые портреты кисти Рокотова – это лица кадетов, бытует мнение, что художник поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Казалось бы, уж в военном ведомстве должны остаться документы. Нет. Ничего не сохранилось.

И вот снова зацепка. Многие годы искусствоведы были уверены, что вот он, Рокотов:

Александр Демидов: про «День выборов-2», шутки «Квартета И» и творческий кризис>>

Автопортрет Е. П. Чемесова (около 1762 года), «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757-1758 годы)

Картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» считалась автопортретом. Она написана еще в несвойственной Рокотову манере, скупо, без характерной аурности.

По мнению живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного можно заметить напряженную косину, которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать одновременно в поле зрения зеркало с собственным отражением и холст.

И снова нет. Советские искусствоведы выдвинули иную версию: юноша разительно похож на известного гравера Евграфа Чемесова, работавшего в академии вместе с Рокотовым. Так что весьма вероятно, что это просто портрет друга.

А насчет косинки во взгляде... Взгляд моделей художника весьма характерен. Кажется, что глаза на портрете смотрят анфас, прямо на зрителя, тогда как лицо изображено вполоборота. Возможно, эта манера пришла из иконописи, которой в начале своего пути занимался Федор

Рокотов. Обратите внимание на взгляд на этих портретах:

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>

 

Портрет неизвестной в темно-красном платье (1760-е годы), портрет графини Д. И. Уваровой (1770-е годы), портрет А. М. Римского-Корсакова в юности (конец 1760-х годов)

И между тем, тонко пойманная перемена настроений, сочетание множества чувств, движение эмоций на этих лицах...

В 29 лет Федор Рокотов стал академиком. Слава его была столь яркой, что десятки дворянских семейств выстраивались к нему в очередь. Несколько учеников беспрестанно дописывали портреты, тогда как сам мастер успевал на потоке лишь изобразить лицо модели. По воспоминаниям современников, в работе одновременно находилось по 40 картин.

И опять же, по одним данным, художник работал очень тщательно, трудился над каждым холстом не меньше двух месяцев. Другие современники вспоминают, что Рокотов стал чуть ли не одним из

первых авторов, работающих а-ля прима (за один прием). Для XVIII века это почти немыслимо.

Почему художник не обзавелся семьей? То ли хотел стать «российским Микеланджело», полностью отдавшись искусству, то ли не смог найти себе супругу в дворянской среде из-за своего крепостного происхождения, а жениться на девушке низшего сословия не хотел. Теперь ответить нельзя. Осталась только передаваемая из уст в уста легенда о чувствах художника к Александре Струйской. Замужней даме, к слову, родившей 18 детей.

Портреты Струйской и ее сумасбродного мужа Николая, стали золотыми шедеврами живописи России:

Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах>>

Портрет Н. Е. Струйского (1772 год), портрет А. П. Струйской (1772 год)

Только ленивый искусствовед не блеснет своими знаниями об истории рода Струйских. Почему-то об этих пензенских дворянах известно в разы больше, чем о столичном живописце, их увековечившем.

Николай Еремеевич Струйский, автор тысяч бессмысленных витиеватых стихотворений, создал лучшую в мире (по тем временам) типографию и ежедневно штамповал свои вирши. Этот графоман оказался чуть ли ни единственным человеком из современников, кто оставил две печатные строки о Рокотове. Что называется, «взял количеством».

В письме к Рокотову Струйский писал: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». Эта мудреная фраза помещика о процессе создания портрета Сумарокова дошла до нас с вами.

Рокотов писал портреты крестного отца Пушкина, графа Артемия Воронцова. А «Портрет неизвестной в белом чепце» многие исследователи считают изображением княгини Натальи Голицыной, ставшей прообразом «Пиковой дамы»:

Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>

Портрет А. И. Воронцова (1765 год), «Портрет дамы в белом чепце» (1790-е годы)

Подпись художника стояла под правилами «Московского английского клуба», основанного в 1770 году. Это особенно примечательно, так как клуб объединял только самое высокое общество и

существовал под девизом «Согласие и веселье». Рокотов вращался в кругах именитых дворян, был знаком с выдающимися людьми своей эпохи: с Михаилом Ломоносовым и Аполлоном Майковым, но недавним открытием стало, что парадные портреты императрицы Екатерины II были выполнены не самим Рокотовым, а разными живописцами в его мастерской.

Картину «Олимпия» Мане из Музея д’Орсэ представят на выставке в Москве>>

Портрет Екатерины II (1763 год)

С семьей художник почти не общался, он не поддерживал отношений с братом Никитой, который числился крепостным Репнина и был золотых дел мастером.

Брат получил вольную только в середине 1760-х годов. А в августе 1776 года Рокотов обратился к Екатерине II с прошением об освобождении из крепостных своих двух племянников, сыновей брата.

На протяжении последующих двух десятилетий художник активно трудился. Проследить хронологию событий его жизни нельзя, но можно проследить хронологию портретов.

Последние из них написаны в начале 1790-х годов. Среди них – шедевр, вершина вкуса и мастерства художника, портрет А. М. Писаревой.

А портрет графини П. А. Воронцовой в детстве – совсем нехарактерная работа:

Галерист из Москвы - о секретах продажи картин и любителях живописи из Китая>>

Портрет А. М. Писаревой (начало 1790-х годов), портрет графини П. А. Воронцовой в детстве (начало 1790-х годов)

Портрет Воронцовой – одна из последних известных работ мастера. Совсем несвойственный Рокотову романтический стиль, тот самый, который так мастерски продемонстрировал пришедший на смену Владимир Боровиковский. Кажется, что рококо и классицизм Рокотова потерялись, остались в уходящем веке, а романтическая попытка в угоду новому времени – последняя надежда успеть шагнуть в будущее.

Что было с художником дальше – неизвестно. Кто-то говорит, что он потерял зрение и больше не мог работать, кто-то отмечает, что его последние холсты  просто-напросто не уцелели.

Короткая запись в метрической книге говорит о том, что художника не стало в декабре 1808 года.

Огромная конкуренция со стороны художников нового поколения, со стороны европейских живописцев, полное отсутствие художественной критики, личная скромность, равнодушие заказчиков портретов стерли из истории биографию Федора Рокотова. Кажется, от нее остался ореол, дымка, намек, что-то ускользающее, как на лучших портретах художника. В месяцеслове, ежегоднике со списками чиновных особ по всем управлениям Российской империи за 1812 год, академик живописи Федор Рокотов значился «ныне живущим».

Многие годы никто попросту не замечал, что его не стало.

Если бы музейные работники позволили посетителю выставки взять в руки картину Рокотова и взглянуть на холст с другой стороны, посетитель увидел бы подпись – фамилию художника, написанную им самим с маленькой буквы.

Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»>>

Ольга Шарапова